На основании Письма Министерства просвещения Российской Федерации от 21 ноября 2024 г. N 03-1663 "О подготовке к внедрению программы просветительской деятельности для родителей воспитанников дошкольных образовательных организаций" С 2024 г. началось поэтапное внедрение в субъектах Российской Федерации программ просветительской деятельности для родителей детей, посещающих дошкольные образовательные организации (пункт 3 перечня поручений Президента Российской Федерации от 14 июня 2022 г. N Пр-1049ГС по итогам заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации 25 мая 2022 г.) (далее - Программа просвещения родителей).
Программа, представляет собой документ, направленный на оказание помощи педагогам дошкольного образования в определении содержания и форм просвещения родителей.
Разработка Программы осуществлялась как мера государственной поддержки в части подготовки и внедрения программ просветительской деятельности для родителей детей, посещающих дошкольные образовательные организации (во исполнение пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации от 14 июня 2022 г. № Пр- 1049ГС по итогам заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации 25 мая 2022 г.).
Программа содержит методические материалы, которые позволяют сориентироваться в современных взглядах на родительство, подходах к организации процесса просвещения. Также в нейпредставлен значительный объем материалов, касающихся непосредственно содержания просветительской деятельности в дошкольных образовательных организациях.
На страницах программы представлена актуальная тематика по вопросам развития и образования детей младенческого, раннего дошкольного возрастов, также ответы на наиболее волнующие родителей(законныхпредставителей)вопросы.Крометого,впрограмме отражены примерные темы и формы просветительской деятельности по каждой теме.
Цельюпросвещения родителей (законных представителей) детей младенческого, раннего и дошкольного возраста является обеспечение поддержки семьи в вопросах образования, охраны и укрепления здоровьякаждогоребенка;обеспечениеединстваподходовквоспитанию и обучению детей в условиях детского сада и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.
Достижение этих целей возможно через решение определенных задач:
1. Психолого-педагогическое просвещение и информирование родителей о значимых изменениях в физическом и психическом развитии детей в младенческом, раннем и дошкольном возрасте, о необходимых условиях для обеспечения полноценного развития каждого ребенка.
2. Приобщение родителей к ценностям осознанного и ответственного родительства как основы благополучия семьи и развития личности ребенка.
3. Раскрытие родителям важности и особенностей образовательной работы с детьми младенческого, раннего и дошкольного возраста, понимания включенности родителей в общее дело воспитания и обучения, развития их детей.
Сроки внедрения программы–2024-2030 годы.
Интернет-ресурсы просветительской направленности для родителей
«Я–родитель» – информационно- просветительский портал для современных родителей, созданный для предоставления полезной информации и помощи в воспитании и развитии детей.
Институт изучения семьи, детства и воспитания - информационный центр поддержки для родителей по вопросам воспитания детей:проекты(«Открытые родительские собрания»,журнал «Семья и школа», «Азбука счастливая семьи»), конкурсы, статьи и памятки, радио.
Национальная родительская ассоциация–система информационной поддержки семей с детьми, а также организаторов работы с родителями, направленная на формирование в российском обществе осознанного и ответственного родительства, повышения родительских компетенций.
Растим детей - навигатор для современных родителей–информационно- просветительский портал для родителей, где можно найти полезные материалы и советы по воспитанию, развитию и образованию детей.
Цифровой помощник родителя (законного представителя)–ресурс для выявления способностей и интересов ребенка с помощью цифровой диагностики.